Условия охраны здоровья обучающихся

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва

«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г.

Регистрационный N 19676

В соответствии с пунктом 5.2.58 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

Министр А. Фурсенко

 

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников

 

  1. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (далее — Требования) представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников.
  2. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
  3. Требования сформированы с учетом факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья обучающихся, воспитанников:

социальные, экономические и экологические условия окружающей действительности;

факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к ухудшению здоровья обучающихся, воспитанников;

фактор значительного временного разрыва между воздействием и негативным популяционным сдвигом в здоровье обучающихся, воспитанников и всего населения страны в целом;

система знаний, установок, правил поведения, привычек, формируемых у обучающихся, воспитанников в процессе обучения;

особенности отношения обучающихся, воспитанников к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, связанные с отсутствием у них опыта «нездоровья» (за исключением детей с хроническими заболеваниями), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, невосприятием деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.

  1. Настоящие Требования включают восемь групп требований:

1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;

3) рациональная организация образовательного процесса;

4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;

5) организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;

6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;

7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.

  1. Требования к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников включают:

1) системность деятельности по вопросам здоровьесбережения (отражение в основной образовательной программе образовательного учреждения, уставе и локальных актах образовательного учреждения направлений деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, безопасный образ жизни обучающихся, воспитанников);

2) взаимодействие образовательного учреждения с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, научными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и другими заинтересованными организациями по вопросам охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

3) преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования;

4) комплексный подход в оказании психолого-педагогической, медико-социальной поддержки различных групп обучающихся, воспитанников;

5) непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.

  1. Требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников включают:

1) соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения;

2) наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил;

3) оснащение учебных кабинетов, спортивных сооружений необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ;

4) обеспечение учебных кабинетов, спортивных залов и других помещений для пребывания обучающихся, воспитанников естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил;

5) оснащение в соответствии с требованиями санитарных правил помещений для работы медицинского персонала оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи;

6) наличие в учебных помещениях здоровьесберегающего оборудования, используемого в профилактических целях, информационного оборудования по безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями санитарных правил;

7) наличие в образовательном учреждении квалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками (медицинские работники, учителя (преподаватели) физической культуры, логопеды, психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, тьюторы);

8) сформированность культуры здоровья педагогических и научно-педагогических работников образовательного учреждения (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью).

  1. Требования к рациональной организации образовательного процесса содержат:

1) включение в основную общеобразовательную программу разделов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, включение в основную профессиональную образовательную программу учебных модулей по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;

2) реализацию дополнительных образовательных программ, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые могут быть реализованы как в урочной (аудиторной), так и во внеурочной (внеаудиторной) деятельности;

3) наличие и реализацию проектов (целевая программа, программа экспериментальной работы) спортивно-оздоровительной направленности;

4) соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса (объем нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных программ, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности), в том числе при введении в образовательный процесс педагогических инноваций;

5) использование форм, методов обучения и воспитания, педагогических технологий, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

6) использование в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий;

7) соблюдение норм двигательной активности при организации образовательного процесса в соответствии с требованиями санитарных правил;

8) соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том числе при использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями санитарных правил;

9) учет индивидуальных особенностей развития обучающихся, воспитанников при организации образовательного процесса;

10) обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды (демократичность и оптимальная интенсивность образовательной среды, благоприятный эмоционально-психологический климат, содействие формированию у обучающихся адекватной самооценки, познавательной мотивации).

  1. Требования к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении включают:

1) организацию физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками всех групп здоровья;

2) организацию занятий по лечебной физкультуре для обучающихся, воспитанников в соответствии с медицинскими показаниями по результатам медицинского профилактического осмотра;

3) выполнение комплекса упражнений во время регламентированных перерывов для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии, гипокинезии, а также предотвращения развития познотонического утомления;

4) организацию динамических пауз (динамических перемен), физкультминуток на уроках, занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

5) организацию работы спортивных секций, кружков, клубов и создание условий, соблюдение режима их (секций, кружков, клубов) работы в соответствии с требованиями санитарных правил;

6) организацию воспитательной, внеурочной (внеаудиторной) деятельности физкультурно-оздоровительной направленности на каждой ступени общего образования и в системе профессионального образования;

7) организацию физкультурных и спортивных мероприятий с обучающимися, воспитанниками по видам спорта и комплексных мероприятий (спартакиад, универсиад, олимпиад, соревнований, дней спорта, дней здоровья);

8) обеспечение участия обучающихся, воспитанников в региональных, межрегиональных, всероссийских физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.

  1. Требования к организации системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни включают:

1) организацию взаимодействия образовательного учреждения с организациями (учреждениями) физической культуры и спорта, туризма, культуры, здравоохранения, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, правоохранительными органами по проведению физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, мероприятий по формированию безопасного образа жизни, занятий по профилактике вредных привычек, массовых мероприятий здоровьесберегающей направленности;

2) организацию взаимодействия образовательного учреждения с общественностью по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников, профилактики у них вредных привычек, формирования безопасного образа жизни;

3) наличие в фонде информационно-библиотечного центра (библиотеки, медиатеки) образовательного учреждения детской, научно-публицистической, научно-методической литературы, периодических изданий, информационных ресурсов по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой и массовым спортом, организации подвижных игр, выбора оптимальной двигательной нагрузки;

4) наличие и периодическое обновление информации, посвященной проблемам сохранения здоровья, организации и ведения здорового образа жизни на различных информационных носителях, информационных стендах и (или) на сайте образовательного учреждения;

5) наличие и реализацию плана методических мероприятий, повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников по различным вопросам возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность обучающихся, воспитанников, здоровьесберегающих технологий.

  1. Требования к организации профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками включают:

1) реализацию превентивных программ, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ (далее — ПАВ) обучающимися, воспитанниками;

2) выявление факторов риска распространения в подростковой, молодежной среде ПАВ и оценку эффективности реализуемых в образовательном учреждении превентивных программ;

3) наличие безопасной поддерживающей образовательной среды (благоприятный психологический климат, реализация тезиса «образовательное учреждение — территория, свободная от ПАВ», система работы с педагогическими и научно-педагогическими работниками образовательного учреждения по повышению компетентности в области создания условий, предупреждающих закрепление зависимых форм поведения).

  1. Требования к комплексному сопровождению системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников включают:

1) использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача;

2) организацию в соответствии с требованиями санитарных правил качественного горячего питания обучающихся, воспитанников, соответствующего их энергозатратам, с учетом энергетической ценности продуктов и сбалансированности рациона;

3) наличие системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья;

4) привлечение педагогических и медицинских работников к реализации всех направлений работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников, просвещению родителей (законных представителей);

5) привлечение педагогических работников и сотрудников правоохранительных органов к реализации направлений работы по формированию безопасного образа жизни, просвещению родителей (законных представителей).

  1. Требования к мониторингу сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников содержат:

1) наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся, воспитанников;

2) отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся, воспитанников (общего показателя здоровья; показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата; травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного травматизма; показателя количества пропусков занятий по болезни; эффективности оздоровления часто болеющих обучающихся, воспитанников);

3) включение в ежегодный отчет образовательного учреждения, доступный широкой общественности, обобщенных данных о сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

4) наличие инструментария мониторинга здоровья и физического развития обучающихся, воспитанников образовательного учреждения;

5) проведение социологических исследований на предмет удовлетворенности обучающихся, воспитанников, родителей (законных представителей), педагогических и научно-педагогических работников образовательного учреждения, социальных партнеров образовательного учреждения комплексностью и системностью работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья; а также на предмет наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении.

 

Мероприятия по охране здоровья воспитанников.

Вся работа Детского сада № 243 ОАО «РЖД» строится на принципах охраны жизни и здоровья детей в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ. Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, проходит работа над увеличением моторной плотности занятий. Используются вариативные режимы дня, разнообразные программы и методики. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: третий час физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки.  Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество воспитателя по физической культуре, воспитателей и медицинского персонала позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности. Медицинское обслуживание обеспечивается врачом-педиатром из детской поликлиники согласно существующего договора и старшей медицинской сестрой Ивановой Л.М., находящейся в штате Детского сада № 243 ОАО «РЖД». Медсестра проводит антропометрические измерения детей до 3-х лет один раз в квартал, с 4-х до 7-ми два раза в год. Оказывает доврачебную помощь детям.   Медицинский персонал наряду с администрацией и педагогическим персоналом несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм. Меры по сохранению и укреплению здоровья детей. В целях своевременного выявления отклонений в здоровье воспитанников в детском саду проводится мониторинг состояния здоровья детей, анализ посещаемости и заболеваемости. Понимая актуальность задач сохранения и укрепления здоровья детей, мы уделяем особое внимание физкультурно-спортивному воспитанию, так как оно является основой здоровья и одной из главных составляющих направлений целостного и разностороннего развития личности. От степени удовлетворения в движениях во многом зависит развитие не только двигательных навыков, но и развитие памяти, восприятия, эмоций, мышления. Для осуществления задач физического воспитания в детском саду создается своими руками необходимое оборудование. Для укрепления здоровья детей в детском саду имеются:

-физкультурные уголки (во всех группах);

-физкультурно-музыкальный зал;

-спортивная площадка на участке.

Состояние помещений детского сада соответствует гигиеническим требованиям,

поддерживается в норме световой, воздушный, питьевой режимы. В детском саду создана

безопасная, комфортная развивающая среда. Немаловажное значение отводится в детском

саду физкультурно-массовым мероприятиям: физкультурным досугам, играм-

соревнованиям. Систематически режим дня наполняется различными играми и

упражнениями, увеличивается время пребывания на свежем воздухе.

Физическое воспитание в детском саду осуществляется на занятиях физкультуры,

спортивных мероприятиях. Основная задача этих мероприятий — формирование здорового

образа жизни. На занятиях формируются мотивы и потребности в целостном развитии физических и психических качеств и организации здорового образа жизни. В процессе освоения программного материала и обеспечивается формирование целостного представления в единстве биологического, психологического и социального в человеке.

В течение дня проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия. Педагоги

проводят физкультминутки в середине каждого занятия, состоящие из 2-3 упражнений,

направленных на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук, плечевого пояса.

Проводятся подвижные и спортивные игры, занятия, развлечения, двигательная активность в течение дня, закаливание. Их целью является укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности. На родительских собраниях, в индивидуальной беседе с родителями, рассматриваются вопросы о гигиенических требованиях к одежде детей дошкольного возраста, значение соблюдения режима дня. Педагогами проводятся беседы с воспитанниками о сохранности здоровья и факторов, отрицательно влияющих на него. В Детском саду № 243 ОАО «РЖД» традиционно проводятся спортивные праздники и развлечения, педагогические совещания и консультации, выступления специалистов, что способствует формированию знаний по основам здорового образа жизни. Работники Учреждения в обязательном порядке проходят периодическое медицинское обследование, которое проводится за счет средств местного бюджета. Обеспечение на всех возрастных ступенях образовательной деятельности Детского сада № 243 ОАО «РЖД» преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни.

  1. Осуществление комплексного подхода в оказании психолого-педагогической, медико-социальной поддержки воспитанников и их родителей (законных представителей), а также родителей (законных представителей) несовершеннолетних, получающих дошкольное образование в форме семейного воспитания.

* Функционирует кабинет педагога-психолога и социального педагога, сенсорная комната. Для коррекции физического и психического развития приобретена комплексная образовательно-профилактическая программа для обучения диафрагмальному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции и программа для восстановления здоровой осанки, профилактики и коррекции плоскостопия по   методу БОС. Педагог психолог Латышева Н.А. и социальный педагог Мамаева В.В. работают по этим программам.

Большое внимание уделяется профилактике плоскостопия: с детьми проводятся специальные упражнения, используются специальные массажные коврики, дорожки здоровья, массажёры для ступней ног. С чётко выраженным плоскостопием на начало 2017 уч. года было 6 человек, то на начало 2018 уч. года 3 человека с учётом вновь принятых в смешанную группу. Упражнения на коррекцию плоскостопия проводятся не только в период кружковой работы, но также включены в зарядку после сна, физкультурные занятия. Для нуждающихся детей проводится лечебная физкультура по формированию правильной осанки.

Мониторинг здоровья дошкольников

С 2012-2013 учебного года ведётся работа по   мониторинга здоровья дошкольников. Мониторинг проводился по следующим направлениям: соответствие хронологического и биологического возраста; физическое развитие (длинна и масса тела, состояние осанки и стоп); функциональные возможности организма: сила мышц кисти ведущей руки, устойчивость организма к гипоксии, координация движений, развитие мелкой моторики; острая заболеваемость.  Ежегодно в Учреждении работают приглашённые врачи узкие специалисты для обследования воспитанников.

Аналитическая таблица ежегодного мониторинга здоровья

Показатели Начало  

уч. года

Конец

уч. года

Динамика*
 

1

Дефицит массы тела (ДМТ-С), % 17,4 0 положительная
 

2

Избыток массы тела, % 17,4 9 положительная
 

3

Сила мышц руки ниже среднего уровня, % 9
 

4

Устойчивость к гипоксии ниже среднего уровня, % 50 27 положительная
 

5

Координация движений ниже среднего уровня, % 58 19 положительная
 

6

Отставание в развитии мелкой моторики, % 58,3 31,9 положительная
 

7

ЧБД, % 4,3 4,5 положительная
 8 Количество обследованных детей 23 (чел) 22 (чел)

На начало года в старшей группе было обследовано 23 ребенка, на конец учебного года было обследовано – 22 воспитанника.  По всем показателям динамика положительная.

  1. Инфраструктура Учреждения соответствует условиям здоровьесбережения воспитанников:
  • Состояние и содержание территории, здания, помещений Детского сада № 243 ОАО «РЖД»      соответствует  требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»), требованиям пожарной безопасности.
  • Водоснабжение, канализация, вентиляция, освещение   соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13.
  • Созданы условия для организации питания воспитанников, хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями  СанПиН 2.4.1.3049-13.
  • С целью формирования знаний и умений педагогов по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий планируются мероприятия «Школы здоровья» (в плане работы на год).
  1. Рациональная организация образовательного процесса:
  • В образовательную программу включён раздел по формированию здорового и безопасного образа жизни.
  • В программу развития «Разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей» включены задачи по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
  • Объём образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных программ, определён в соответствии с  СанПиН 2.4.1.3049-13.
  • В образовательном процессе используются формы, методы, педагогические технологии адекватные возрастным возможностям и особенностям воспитанников.
  • Соблюдаются нормы двигательной активности, здоровьесберегающий режим, в том числе использование информационно-коммуникационных технологий.
  • Учитываются индивидуальные особенности развития воспитанников.
  • В ДОУ создан благоприятный эмоционально-психологический климат.
  1. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:

С воспитанниками организуется непосредственно образовательная деятельность по физической культуре 3 раза в неделю, в том числе 2 раза в физкультурном зале, 1 раз на прогулке, планируется самостоятельная двигательная деятельность, динамические паузы, физкультурные минутки, двигательно-игровые часы, спортивные праздники, досуги, в том числе с участием родителей воспитанников, Дни здоровья (последний день месяца), Недели здоровья в каникулярное время  и др.

  • Используются упражнения  для снятия зрительного напряжения, упражнения на профилактику плоскостопия, осанку.
  • В каждой группе оформляются «Тетради здоровья», в которых содержится информация о группе здоровья детей, план оздоровительных мероприятий, комплексы упражнений «Минуток настроения», «Минуток здоровья», гимнастики после сна  и пр.
  • Проведение утреннего фильтра детей при приеме в учреждение

В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013 г. п.11.2. В Учреждении проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям.

Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях. Один раз в неделю медицинские работники проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой (для санации).

  1. Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни:
  • Планируются тематические недели для родителей по вопросам здорового и безопасного образа жизни, обмен опытом воспитания по данной тематике.
  • Проводятся учебные занятия с воспитанниками и работниками Детского сада № 243 ОАО «РЖД»       по эвакуации.
  • Оформлена подписка на периодические издания «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Здоровье дошкольника».
  1. Организован мониторинг по сохранению и укреплению здоровья воспитанников:
  • Отслеживается динамика показателей здоровья детей, заболеваемости, травматизма, показатели пропусков по болезни.
  • Ежегодно данные о заболеваемости включаются в отчет по самообследованию деятельности Детского сада № 243 ОАО «РЖД».
  • Проводится анкетирование родителей на предмет удовлетворённости родителей (законных представителей) комплексностью и системностью работы Детского сада № 243 ОАО «РЖД» по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
  1. В Детском саду № 243ОАО «РЖД» успешно реализуется разработанная творческой

группой Учреждения Программа укрепления здоровья «В стране здоровья»

 

Программа укрепления здоровья «В стране здоровья».

 

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.  Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. В условиях модернизации образования с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ за № 655 от 23 ноября 2009 года) одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям (приказ Министерства образования и науки РФ № 2151 от 20.07.2011) интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

Исходя из принципа «здоровый ребенок — успешный ребенок», решение проблемы воспитания социально адаптированной личности невозможно без осуществления системы мероприятий по физическому развитию детей. Разрабатывая программу  «Здоровые ребята», мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и самое главное нравилась бы детям.  Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания здоровьесберегающей среды и реализации определённых педагогических технологий. С целью формирования основ здорового образа жизни, его направленностью на укрепление здоровья, физического и психического развития, эмоциональное благополучие каждого ребёнка, при тесном сотрудничестве с НИИ Педиатрии НЦЗД РАМН в  образовательном учреждении используются разнообразные здоровье сберегающие педагогические технологии, апробируются новые методики оздоровления дошкольников. Программа  отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в детском саду.  Она определяет цель, задачи, условия для ее реализации,  основные направления, а также формы взаимодействия необходимые для  их реализации.

 

Основные принципы программы.

Принцип научности — подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего образовательного  процесса.

Принцип активности — участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей

Принцип  преемственности — поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья будущего школьника.

Принцип результативности  — реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

В дошкольном учреждении созданы условия для реализации главного системообразующего принципа – принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям в процессе физического воспитания. Он реализуется как в содержании, организации, подборе технологий и методик физкультурно-оздоровительной работы с детьми, так и в создании условий для самостоятельной двигательной деятельности детей, а подбор и адаптация современных образовательных и оздоровительных технологий позволяет каждому ребёнку успешно освоить программу по физическому воспитанию.

 

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста

Задачи:

  • Создать условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями.
  • Отработать механизм совместной деятельности всех сотрудников детского сада, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
  • Сформировать у детей мотивацию к навыкам здорового образа жизни
  • Организовать консультативную помощь родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.

 

Законодательно-норматиное обеспечение программы:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных  государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.07.2011 г. № 2151 «Об утверждении и введении в действие федеральных  государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010г. № 2106 «Об утверждении федеральных  требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013г.
  • Устав образовательного учреждения.

 

Основные направления реализации программы:

  • Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, критериев здоровья методами диагностики.
  • Организация здоровьесберегающей среды в Детского сада № 243 ОАО «РЖД»
  • Формировать у детей потребность к  занятиям физической культурой и эмоционально-положительное отношение ко всем видам двигательной активности;
  • Обеспечения благоприятного течения адаптации.
  • Изучение передового педагогического и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик.
  • Решение оздоровительных задач средствами физкультуры.
  • Формирование знаний и потребностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
  • Профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний.
  • Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

 

Кадровое обеспечение для реализации программы:

  • Опытный медицинский персонал —   старшая медицинская сестра, врач-педиатр.
  • В  детском саду  работают следующие специалисты инструктор по физическому воспитанию, педагог-психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель.

 

Материально-техническое оснащение:

  • Медицинский кабинет, который включает  в себя: сам кабинет; прививочный кабинет; изолятор. Медицинский кабинет оснащен необходимым медицинским инструментарием и набором медикаментов.
  • Физкультурно-музыкальный зал, который оборудован необходимым инвентарём: мягкими модулями (тоннелями, полосой препятствия, горками), гимнастическими скамьями, спортивными матами; гимнастическими стенками, ребристыми досками, мячами, обручами, канатами и другим необходимым оборудованием. Количество и качество спортивного инвентаря и оборудования помогает обеспечивать высокую моторную плотность физкультурных занятий.
  • Библиотека методической литературы для организации эффективной двигательной активности детей,  развития основных видов движений.
  • Оснащённые  необходимым оборудованием  спортивные уголки  в каждой возрастной группе
  • Оборудованные кабинеты учителя – логопеда и педагога-психолога  для групповой и индивидуальной коррекционной работы с детьми.
  • Оборудованные на территории детского участки и спортивная площадка.

 

Образовательно – воспитательная деятельность:

  • Внедрение научно-методических  подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в Учреждении и семье.
  • Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности заботиться о своём здоровье.
  • Обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей.
  • Повышения уровня адаптации к современным условиям жизни.
  • Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников, снижения уровня.
  • Работа по программам «Волна» и «Статус».

 

Основные направления работы по здоровьесбережению

Профилактика и предупреждение заболеваний: закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, игровая гимнастика Е.Железновой,

динамические паузы – комплексы физ. минуток, которые включают в себя пальчиковую и артикуляционную гимнастики, корригирующие упражнения, гимнастика для глаз, витаминизация блюд; с 2012 года работа по программам «Волна» и «Статус».

Показатели физической подготовленности детей улучшились на 2%.

Мониторинг: ежегодное проведение осмотра здоровья детей узкими специалистами детской областной больницы с 2013 года диспансеризация воспитанников

Педагогическая деятельность: проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, Дней Здоровья, спортивных праздников и соревнований. С 2013 года используется в работе с детьми сказкотерапия, музыкотерапия, в 2014 году функционирует сенсорная комната.

Работа с родителями: оформление средств наглядной пропаганды здоровья, привлечение к участию в спортивных мероприятиях; с 2013 году стало традицией проведение родительских собраний в форме Круглых столов, чаепития.

Оборудование:

в 2013/14 уч.г.г. была оборудована и начала работать сенсорная комната,

установлено интерактивное оборудование, спортивное уличное оборудование, приобретены песочные столы.